Прилетит белый вертолёт и спасёт: о работе санитарной авиации в условиях пандемии коронавируса

Эпидемия коронавируса внесла серьёзные коррективы в работу санавиации. Какие - об этом рассказал заместитель главного врача ККБ по организационно-методической работе Игорь Викторович Чуваков.

- Игорь Викторович, что изменилось в работе санитарной авиации в условиях коронавирусной эпидемии?  

- Мы начали готовиться в марте, когда в России появились первые пациенты с подтвержденным диагнозом COVID-19. Учитывая, что никаких инструкций по транспортировке пациентов с особо опасной инфекцией, кроме  методического руководства для машин скорой помощи, в принципе не было, мы адаптировали эти документы и подготовили инструкцию для воздушных судов. Разобрали по пунктам в режиме видеоконференций с нашими филиалами, провели тренировки сотрудников, затем запланировали и провели обучение экипажей авиакомпаний.

 - Как отнеслись авиакомпании к этим нововведениям?

- Все понимали, что это вынужденная, но неизбежная ситуация, в которой придётся работать. В момент, когда надо было уже реально начинать работать с этой категорией пациентов, со стороны авиакомпаний проявились опасения, что мы не сможем на 100% обеспечить безопасность экипажей. 

Когда провели тренировки с экипажами воздушных судов по надеванию и использованию СИЗ – средств индивидуальной защиты – стало очевидно, что экипажу в таких в защитных «скафандрах» работать тяжело. В толстых резиновых перчатках  пилотам сложно использовать наушники, микрофоны для общения с диспетчерами, переключать довольно мелкие тумблеры, кнопки, рычажки.

Мы поняли, что без изолирующих боксов  транспортировать инфицированных пациентов воздушным транспортом будет затруднительно. Решили предпринять другой шаг – использовать наследие Универсиады. Перед универсиадой было приобретено два изолирующих бокса на случай появления иностранных гостей с опасной инфекцией. Один находился в распоряжении Центра медицины катастроф, второй - в Емельяновской ЦРБ. Мы попросили передать их нам. Сейчас мы используем эти боксы при эвакуации инфицированных пациентов.

В начале у нас было только 2 изолирующих бокса, потом 2 бокса для санавиации приобрело руководство Олимпиадинского ГОКа, 4 бокса приобрела  авиакомпания «АэроГео». Так что, теперь риск нарушения эпидемиологической безопасности персонала и экипажей ВС сведён к минимуму.   

- Откуда привезли первого пациента с коронавирусом?

- Первого пациента мы транспортировали из Новосёлово на карете скорой помощи. А в полном объёме задействовали санавиацию, когда произошла вспышка на Олимпиадинском ГОКе в Северо-Енисейском районе. Тогда большая нагрузка легла на санавиацию, потому что были тяжёлые пациенты, которых можно было эвакуировать только вертолётами и самолётами.

- Были какие-то неожиданности, непредвиденные ситуации в работе санитарной авиации, именно связанные с работой в условиях коронавирусной эпидемии?

- Особых неожиданностей не было, мы ко всему подготовились - заранее проигрывали, обсуждали, какие осложнения могут возникнуть во время транспортировки тяжёлых больных, то есть, уже были максимально готовы к любым ситуациям. 

Тренировки, которые проводились, инструкции и алгоритмы, которые были наработаны теоретически, на практике позволили нам благополучно справиться со вспышкой в Северо-Енисейском районе и ни один из наших сотрудников, ни один сотрудник авиакомпании не заразился.

- В чём заключается федеральная составляющая в деятельности санавиации?

Если в предыдущие годы по федеральному национальному проекту у нас работало по одному вертолёту, то в этом году впервые работает три воздушных судна и две авиакомпании – это авиакомпания «Скол», которая пришла на нашу территорию в первый раз, и вторая авиакомпания, с которой мы уже больше 10 лет успешно работаем - «АэроГео».

- В чём особенность работы по федеральной программе?

В первую очередь федеральная программа определяет чёткие требования к воздушным судам – во-первых, они должны быть российского производства, во-вторых, выпущены не ранее 1 января 2014 года. По сути, это новые воздушные суда, оснащённые медицинским модулем, в буквальном смысле – летающая скорая помощь, в которой можно проводить весь комплекс реанимационных мероприятий и транспортировать крайне тяжёлых пациентов.

- По каким показателям оценивается успешность работы санитарной авиации?

Основной показатель – эвакуация в первые сутки с момента подачи заявки. Федерация, кстати, нас отметила в этом плане, у нас увеличилось количество пациентов с острым коронарным синдромом, эвакуированных санитарной авиацией.  То есть, это наглядный показатель того, насколько более доступной стала высокотехнологичная помощь на всей территории Красноярского края, а не только в пределах красноярской агломерации. 

- Поясните немного подробнее про первые сутки.

- Первые сутки от проведения тромболизиса – медикаментозного растворения тромба, если говорить упрощённо - вот тот результат, на который мы ориентируемся. Например, если врачами принимается решение, что пациенту после перенесённого инфаркта необходимо вмешательство на сосудах сердца, подаётся соответствующая заявка, и мы его эвакуируем в краевую больницу. Сначала проводится коронарография, затем, по показаниям проводится стентирование сосудов, либо, если требуется - открытое вмешательство на сердце. Это улучшает и качество жизни пациента после перенесённой сосудистой катастрофы и отдалённые результаты лечения.

- А что с другими экстренными случаями?

- Такая же ситуация при оказании экстренной помощи травматологическим пациентам, пострадавшим в ДТП. Своевременная медицинская эвакуация, когда по тяжести состояния пациенту требуется первый уровень специализированной помощи либо высокотехнологическая медицинская помощь в лечебных учреждениях Красноярска, спасает жизни, а во многих случаях позволяет избежать дальнейшей инвалидизации.

- На горизонте, скажем, пяти прошедших лет, что-то заметно изменилось в работе санитарной авиации края, кстати, одной из самых крупных и оснащённых в РФ?

- Знаете, когда я руководил Северо-Енисейской районной больницей, я мотивировал пациентов заниматься профилактикой сердечно-сосудистых проблем словами: «Не прилетит за вами белый вертолёт и не спасёт вас!», - то есть, напоминал про удалённость территории от центра. А сегодня я могу с уверенностью сказать: «К вам прилетит белый вертолёт с красным крестом и спасёт вас! Но профилактикой всё равно занимайтесь."

Отношение к санитарной авиации в целом изменилось. Есть понимание у Губернатора края, в министерстве здравоохранения, что для северных территорий санавиация – безальтернативный вид помощи, и в центральных территориях её эффективность также сказывается на доступности и качестве оказания медицинской помощи в целом.

- Давайте уже в завершение дадим немного статистики – сколько чего в год происходит?

- На сегодня 2200 вылетов санитарных рейсов в год -  это примерно 3500 тысячи эвакуированных жителей края. 50% из них получают высокотехнологичную медицинскую помощь в краевых медицинских центрах, включая, естественно, Красноярскую краевую клиническую больницу.

Политика руководства страны и края направлена на увеличение  продолжительности жизни населения, и красноярская  санавиация вносит свой посильный вклад в её реализацию.