Человечность в медицинской практике - обыденность или редкость?

Когда соискатель приходит устраиваться к нам на работу, с порога он получает “Книгу новичка”, где обозначены главные ценности в работе больницы: профессионализм, человечность, ответственность. Про профессионализм все понятно - есть четкие критерии компетенций, которыми должен владеть каждый соискатель. Ответственность – тоже легко определимая ценность, а вот с “человечностью” всё сложнее, ведь это понятие из области человеческих отношений, которое может трактоваться разными людьми по-разному. Далее о том, как человечность понимают сотрудники краевой больницы. Беседовала Назира Караханова.

Александр Сергеевич Дорожкин, психиатр, психотерапевт ККБ: “Психиатру и психотерапевту часто приходится чуть сложнее, чем другим врачам”

- Профессионализм, человечность, ответственность, что поставите на первый план?
- Я думаю - профессионализм.

- Как медицинский персонал проявляет человечность?
- Когда врачи собирают деньги пациенту на автобус, чтобы он до района доехал, или когда приносят одежду, лакомства из дома для малоимущего больного – это человечность.

- Включаетесь ли вы эмпатически во взаимодействие с пациентом так же, как это делают медики других профилей?

- Когда исполняю роль психотерапевта, конечно, включаюсь, без этого не получится терапевтический контакт, эффекта не будет. Но это все равно качественно другой контакт, по сравнению с другими специалистами. У них основной фокус внимания на соматику (тело), а у нас психика, душа, эмоции – то, что и является предметом изучения и лечения. 

Алена Юрьевна Быкова санитарка отделения ожоговой хирургии ККБ:
“Пациент - это человек, который должен получить лечение. Задача выписать его домой и никуда больше, только домой”
 

- Пациент для вас – это…?
- В первую очередь, человек, который обратился к тебе за помощью. 

- Как действуете, когда пациенты ругаются?
- Я не принимаю это на себя, понимаю, что человеку больно, и нам нужно сделать все для того, чтобы ему стало легче. Если я буду отвечать зеркально, в итоге получу только больше раздражения или агрессии.

- Сострадаете пациентам?
- А как иначе? Я сочувствую, жалею, но не привыкаю к ним - нам нельзя привыкать. В нашем отделении пациенты в крайне тяжёлом состоянии - не редкость, и чрезмерно привязываться к больному может быть чревато сильными душевными страданиями. Я испытала это в ковидном госпитале, когда пациентка, с которой у нас сложились особенно тёплые отношения, покинула этот мир. Я очень переживала, плакала, сложно было это принять и отпустить. 

- Как можно научиться не привыкать к пациентам?
- Не могу это объяснить, просто я научилась находить баланс внутри себя. Мне помогли психологические книги, медитация, йога. Сейчас дома я стараюсь не говорить о работе, дом - это дом.

- В ожоговом центре много страдания, что помогает не выгорать психологически?
- Вне работы у меня есть учеба, бассейн, тренировки. Хотя, когда видишь пациента в тяжелом состоянии - это всё равно вызывает отклик внутри, но надо осмысленно работать со своими эмоциями.

- Что для вас человечность?
- Это когда ты искренне проявляешь заботу о пациенте. Когда ты по-доброму смотришь на него, когда больной ощущает понимание со стороны персонала, может задать вопрос и получить ответ.

Оксана Сергеевна Аленченко, психолог ККБ: “Важно работать не только с пациентами, но и с врачами” 

- Ценности ККБ профессионализм, человечность, ответственность. Какая из них должна быть на первом месте?

- Я бы поставила ответственность. Смысл слова - держать или давать ответ на какую-то ситуацию. Почему люди не хотят брать на себя ответственность? Когда есть результат и когда его нет, эти события сопровождаются сильными чувствами. Особенно, когда что-то не получается, в этом может быть боль, злость, грусть. Люди не умеют и не хотят проживать эти сильные чувства. Они их затапливают, и тогда не видно выхода и нет решений, опускаются руки. Человек ответственный - это тот, кто готов пережить внутри себя чувства, найти решение и довести дело до конца.

- А профессионализм и человечность?
- Когда человек умеет справляться со своими чувствами и эмоциями, тогда он может быть человечнее к другим. Из ответственности рождается человечность, а потом профессионализм. Как говорится в инструкции на борту самолета: «Наденьте сначала маску себе, потом ребенку». Вот здесь проявляется способность быть человечным и формируется профессионализм.

- Врачи часто «выгорают»?
- Увы, нередко. При работе с пациентами врачу важно оставаться внимательным и заботливым, но при это эмоционально не включаться в историю пациента, так как эти переживания захватывают и снижается концентрация. Врачу важно уметь убирать чувства и включать холодный разум, именно для того, чтобы качественно и безопасно выполнить свои служебные обязанности. Настоящие профессионалы-медики умеют лавировать между эмоциями и разумом, тем самым оказывая помощь пациенту наилучшим образом, при этом сберегая себя от выгорания.

- Вы проводите тренинги для врачей, зачем?
- Да, проводила несколько тем как раз по профилактике эмоционального выгорания. Мне хочется организовать такое место в больнице, где сотрудники в паузе могли прийти отдохнуть от своих текущих задач, погрузиться в обыденное и жизненное, может, пошутить, посмеяться, а, может спокойно подумать и что-то осознать, что принесет легкость и удовлетворение. 

- Насколько развит эмоциональный интеллект у врачей?
- Интересный вопрос. Думаю, что у врачей 50 на 50. Врачи видят состояние другого человека, понимают его, но часто из-за контроля над собой забывают про свои эмоции. У нас в культуре не развито умение обращаться со своими чувствами экологично, так, чтобы не делать больно другому. Поэтому люди чаще всего эмоции подавляют, как научили в детстве. Сейчас на эту тему много тренингов, марафонов и книг, как заботиться о себе и обходиться с эмоциями, чтобы это не переходило в психосоматику.

Для работников Краевой больницы проявление человечности - это норма, которая помогает пациентам быстрее вернуться домой. Каждый медицинский работник, неважно в центральной клинике большого города или маленьком сельском ФАПе он или она работают, в идеале должны быть, как минимум, неравнодушны к судьбе пациента. Поэтому к правильно поставленному диагнозу, безупречно проведенной операции или лекарственной терапии обязательным приложением должна быть человечность, а значит, забота, улыбки и теплые слова.

Наталья Васильевна Старовойт, постовая медицинская сестра поликлиники ККБ: “Отношусь так, как хотела бы, чтобы относились ко мне”

- Пациенты для вас это кто? 

- Это главные люди для тех, кто работает в моей профессии. К каждому человеку, прежде всего, отношусь как к личности.

- Меняется ли отношение к тем пациентам, которые приходят многократно?
- Наверное, отношение со временем не меняется. Они часто меня узнают, говорят, Наталья Васильевна, хотим только к вам подойти. Конечно, очень приятно. Пациенты часто приходят повторно, особенно пожилые. По разным причинам - кому-то требуется длительное лечение, кому-то необходимо скорректировать терапию. Конечно, жалко, когда людям снова приходится приходить, ждать, надеяться. Хочется пожалеть, сделать все по-максимуму, доброе слово какое-то сказать, наверное, так.

- Сострадать каждому сложно… Случалось, что вам выгорать эмоционально?
- Конечно устаешь, нелегко с некоторыми людьми, не все легко идут на контакт, болеющие люди часто бывают эмоционально подавлены или наоборот - агрессивны.
- Как боретесь с выгоранием?
- Да ничего особенного я не делаю. Мы с девчонками поддерживаем друг друга, есть время - пошутим, посмеёмся.

- Что для вас человечность?
- Это, прежде всего, доброта. Подойти к человеку с пониманием его проблемы, где-то перенести на себя, подумать, а если бы у меня так было, как бы ко мне отнеслись. Человечность - это один из главных принципов Краевой. 

- Что самое ценное в вашей работе?
- Наши пациенты. Это люди, которые приходят к нам за помощью.

Ирина Васильевна Утьманова, врач-кардиолог кардиохирургического отделения ККБ: “Пациентка захотела черешню, я принесла из дома - с меня не убудет, а её настроение поможет мне быстрее помочь ей”  

- Часто на практике бывает, что смотрите на кого-то из медицинского персонала и понимаете, вот это - проявление человечности?
- Конечно. Вот сидит пациент, кто-то мимо пройдёт, а кто-то подойдет и спросит, “почему такой бледный, вспотел, как себя чувствуете?”. Возьмет тонометр, измерит давление. Или медсестры наши порой подходят и говорят: “Ирина Васильевна, пойдемте посмотрим, вот что-то пациент какой-то не такой…” Она не может объяснить, что не так, но “чуйкой чует”, что ему плохо. Иду и смотрю, даже если пациент не мой, а пока идем - сестра всё расскажет: сколько раз ел, что ел, какие таблетки пьет, выходил ли из палаты. 

- Еще есть истории проявления человечности?
- Много. Лежал парень у нас не так давно из другого города, пробыл здесь почти полтора месяца один. Медсестры подходят к нему, а он им говорит: “Я так устал, долго не выписывают, не могу уже”, и одна медсестра принесла ему суп из дома. Ну это же не её работа - приносить домашнюю еду пациентам, а человек такой счастливый стал, что у него даже анализы поменялись через 3 дня. Вот это проявление заботы, человечности. 

- А если больные в реанимации?

- Два года назад лежала молодая женщина после сложной операции, ей было очень тяжело, устала от аппаратов. Я ее поддерживаю, спрашиваю: чем порадовать? Она в ответ: «Я киви хочу». На следующий день принесла ей киви, она с удовольствием съела небольшой кусочек и заулыбалась, а это много значит.

- Человечность врачей - путь к быстрому выздоровлению?
- Конечно. Положительный эмоциональный настрой - это практически 70% выздоровления. Подбодришь, пошутишь с ним, иногда и поругаешь, суп принесешь - и человек с другим настроением выписывается. 

- У вас бывает ощущение эмоционального выгорания?
- Бывают эмоциональные качели, когда что-то не получается. Мы друг друга поддерживаем. Я вижу, что хирург переживает, подойду поддержу его, приободрю, потом кто-то кофе с печенькой принесет уже мне. Так это передаётся от одного к другому.